Игра переходит к внутренним процессам в школьном возрасте, к внутренней речи, логической памяти, абстрактному мышлению. В игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но неотрывно от реального действия с реальными предметами, но отрыв значения лошади от реальной лошади и перенос его на палочку (вещественная точка опоры, иначе значение улетучится, испарится) и реальное действование с палочкой, как с лошадью, есть необходимый переходный этап к оперированию значениями, то есть ребенок раньше действует со значениями, как с вещами, а потом осознает их и начинает мыслить, то есть так же, как до грамматической и письменной речи ребенок имеет умения, но не знает, что имеет их, то есть не осознает и не владеет ими произвольно; в игре ребенок несознательно и непроизвольно пользуется тем, что можно оторвать значение от вещи, то есть он не знает, что он делает, не знает, что говорит прозой, подобно тому, как он говорит, но не замечает слова.
Из стенограммы лекции "Игра и ее роль в психическом развитии ребенка", прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена.
|