11 кл. Лабораторная работа: "Наблюдение явлений интерференции и дифракции света" - Разное - Школьнику на заметку - Каталог файлов - Сайт учителя физики Малакеевой В.Н.
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 13:34

Сайт учителя физики Малакеевой Веры Николаевны

Категории раздела
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Ужасно
5. Плохо
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Школьнику на заметку » Разное

11 кл. Лабораторная работа: "Наблюдение явлений интерференции и дифракции света"
17.01.2011, 21:45
Лабораторная работа
Тема:"Наблюдение явлений интерференции и дифракции света"
 Цель: экспериментально изучить явление интерференции и дифракции. Оборудование: стаканы с раствором мыла, кольцо проволочное с ручкой, капроновая ткань, ком­пакт-диск, лампа накаливания, штангенциркуль, две стеклянные пластины, лезвие, пинцет, капроновая ткань.
Описание работы.
1. Интерференция – явление характерное для волн любой природы: механических, электромагнитных. "Интерференция волн – сложение в пространстве двух (или нескольких) волн, при котором в разных его точках получается усиление или ослабление результирующей волны”. Для образования устойчивой интерференционной картины необходимы когерентные (согласованные) источники волн. Когерентными называются волны, имеющие одинаковую частоту и постоянную разность фаз. условия максимумовусловия минимумов
, ( ) где k=0; ± 1; ± 2; ± 3;… (разность хода волн равна четному числу полуволн) Волны от источников S1 и S2 придут в точку С в одинаковых фазах и "усилят друг друга”. - фазы колебаний - разность фаз А=2Хmax – амплитуда результирующей волны., ( ) где k=0; ± 1; ± 2; ± 3;… (разность хода волн равна нечетному числу полуволн) Волны от источников S1 и S2 придут в точку С в противофазах и "погасят друг друга”. - фазы колебаний - разность фаз А=0 – амплитуда результирующей волны.

Интерференционная картина – регулярное чередование областей повышенной и пониженной интенсивности света. Интерференция света – пространственное перераспределение энергии светового излучения при наложении двух или нескольких световых волн. Следовательно, в явлениях интерференции и дифракции света соблюдается закон сохранения энергии. В области интерференции световая энергия только перераспределяется, не превращаясь в другие виды энергии. Возрастание энергии в некоторых точках интерференционной картины относительно суммарной световой энергии компенсируется уменьшением её в других точках (суммарная световая энергия – это световая энергия двух световых пучков от независимых источников).
Светлые полоски соответствуют максимумам энергии, темные – минимумам.
 2. Дифракция – явление отклонения волны от прямолинейного распространения при прохождении через малые отверстия и огибании волной малых препятствий. Условие проявления дифракции: d < , где d – размер препятствия, - длина волны. Размеры препятствий (отверстий) должны быть меньше или соизмеримы с длиной волны. Существование этого явления (дифракции) ограничивает область применения законов геометрической оптики и является причиной предела разрешающей способности оптических приборов. Дифракционная решетка – оптический прибор, представляющий собой периодическую структуру из большого числа регулярно расположенных элементов, на которых происходит дифракция света [8]. Штрихи с определенным и постоянным для данной дифракционной решетки профилем повторяются через одинаковый промежуток d (период решетки). Способность дифракционной решетки раскладывать падающий на нее пучек света по длинам волн является ее основным свойством. Различают отражательные и прозрачные дифракционные решетки. В современных приборах применяют в основном отражательные дифракционные решетки. Условие наблюдения дифракционного максимума:
Ход работы.
 Опыт 1. Опустите проволочную рамку в мыльный раствор. Пронаблюдайте и зарисуйте интерференционную картину в мыльной пленке. При освещении пленки белым светом (от окна или лампы) возникает окрашивание светлых полос: вверху – синий цвет, внизу – в красный цвет. С помощью стеклянной трубки выдуйте мыльный пу­зырь. Пронаблюдайте за ним. При освещении его белым све­том наблюдают образование цветных интерференционных колец. По мере уменьшения толщины пленки кольца, рас­ширяясь, перемещаются вниз.
 Ответьте на вопросы:
 1. Почему мыльные пузыри имеют радужную окраску?
2. Какую форму имеют радужные полосы?
3. Почему окраска пузыря все время меняется?
 ОПЫТ 2. Тщательно протрите стеклянные пластинки, сложи­те их вместе и сожмите пальцами. Из-за неидеальности формы соприкасающихся поверхностей между пластинками образуются тончайшие воздушные пустоты, дающие яркие радужные кольцеобразные или замкнутые неправильной формы полосы. При изменении силы, сжимающей пластинки, расположение и форма полос изменяются как в отраженном, так и в проходящем свете. Зарисуйте увиденные вами картинки.
Ответьте на вопросы:
1. Почему в отдельных местах соприкосновения пластин наблюдаются яркие радужные кольцеобразные или не­правильной формы полосы?
 2. Почему с изменением нажима изменяются форма и расположение полученных интерференционных полос?
ОПЫТ 3. Положите горизонтально на уровне глаз ком­пакт-диск. Что вы наблюдаете? Объясните наблюдаемые яв­ления. Опишите интерференционную картину.
 ОПЫТ 4. Возьмите с помощью пинцета лезвие безопасной бритвы и нагрейте его над пламенем горелки. Зарисуйте на­блюдаемую картину.
Ответьте на вопросы:
1. Какое явление вы наблюдали?
2. Как его можно объяснить?
3. Какие цвета, и в каком порядке появляются на поверхно­сти лезвия при его нагревании?
ОПЫТ 5. Посмотрите сквозь капроновую ткань на нить горящей лампы. Поворачивая ткань вокруг оси, до­бейтесь четкой дифракционной картины в виде двух скре­щенных под прямым углом дифракционных полос. Зари­суйте наблюдаемый дифракционный крест.
ОПЫТ 6. Пронаблюдайте две дифракционные картины при рассмотрении нити горящей лампы через щель, образованную губками штангенциркуля (при ширине щели 0,05 мм и 0,8 мм). Опишите изменение характе­ра интерференционной картины при плавном повороте штангенциркуля вокруг вертикальной оси (при шири­не щели 0,8 мм). Этот опыт повторите с двумя лезвиями, прижав их друг к другу. Опишите характе­р интерференционной картины
Запишите выводы. Укажите, в каких из проделанных вами опы­тов наблюдалось явление интерференции? дифракции?
Категория: Разное | Добавил: Vera | Теги: Лабораторная работа:Наблюдение явле, Наблюдение явлений интерференции и
Просмотров: 52225 | Загрузок: 9 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 2.4/107
Всего комментариев: 111 2 »
11  
спасибо,очень помогло!!!с трудом нашла саму лабораторную,а ответы можно найти в ГДЗ)

10  
здесь есть но все вперемешку
http://5terka.com/node/246

9  
Используйте голову, и что в ней находится.

8  
Аааа...сцуко,завтра сдать надо,а ответов нет....(((

7  
Ответы можно найти в голове, если такова существует!

6  
бред

5  
нафига выкладывать без ответов??

4  
создатель этой темы, пожалуйста, напишите решение этих опытов!

3  
тут по ходу одни таши собрались=)))))

2  
без ответов полный бред ХД черт бесит ХД

1-10 11-11
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016